16:12 

Слова, которые были в начале

Мыслящая Ртуть
Мы построимъ свою собственную Петербургскую Имперiю с шахматами и барышнями!
Вот ты, товарищ, скажи-ка, пожалуйста, фразу.
Ну, например... хм.
"Он совершил столько ошибок, что не одни грабли расщепил своим лбом".
На что похоже? Естественно, на поговорку "наступать на одни и те же грабли". Но не совсем. Это похоже на ее логическое продолжение.

Другой пример? Пожалуйста: "Он так осторожен, что его пути на много километров вперед устланы соломой". Если это не про Штильцхена, то это всего лишь логическое продолжение пословицы.

Но если смотреть на сам процесс, которому подвергаются при этом пословицы, можно увидеть, что мы имеем дело с чем-то большим. Поздравляю, товарищ, - ты только что продемонстрировал одну из методик деконструкции!

Вот теперь непосредственно о предмете. Любая энциклопедия эстетики скажет вам, что деконструкция есть "направление постструктуралистского критицизма, связываемое с работами французского философа Дерриды. Являясь попыткой радикализации хайдеггеровской деструкции западноевропейской метафизики, Д. имеет целью не прояснение фундаментального опыта бытия, но всеобъемлющую негацию понятия бытия как такового." Слово "постструктуралистского" выделяет красным даже дайриформа, и я ее понимаю Кажется, что использовать эту заумную вещь в быту - все равно, что использовать в быту адронный коллайдер - да кому это нужно? Пусть товарищи ученые, доценты с кандидатами, анализируют в длинных диссертациях и докладах, которые все равно проживут меньше, чем статейка в SCP, это достояние высоколобых философов.

Другой точки зрения придерживаются умные, без иронии, люди с сайта posmotre.li, поставившие своей целью сформировать всеобъемлющее пособие для начинающего автора, показывающее избитые штампы и способы их обхождения. Они поместили деконструкцию в каталог игр со штампами наравне с реконструкцией, противоположным процессом.

Я считаю, что и то, и другое может использоваться для игр со внутренними штампами, но удивляюсь, как преуменьшена роль этих непревзойденных механизмов, первыми неосознанно приходящих современному автору в голову, этих незаметных друзей писателя.

Ибо.

Идея - то, что должно быть подвергнуто конструктивной правке.
Возьму пример из себя, чтобы никого не обидеть: есть Смерть с косой.

Деконструкция - процесс анализа идеи и высвечивание ее слабых мест. Два основных пути деконструкции: доведение до максимального реализма, "как оно будет работать на самом деле", либо до буквальности, и демонстрация предпосылок и последствий существования идеи (именно их в шутливой форме я показал на пословицах).
Коса - штука тяжелая, громоздкая, приметная в городе, унижающая достоинство шинигами-дворян. Предпосылка: большинство шинигами - крестьяне. Последствие: шинигами рискуют выдать себя в городе.
Мне не подходит эта коллизия, хотя автор, имеющий другую цель, мог бы остановиться на этом.

Реконструкция - изменение самой идеи так, чтобы негативных последствий\слабых сторон больше не было.
Пусть коса станет пережитком традиций, а шинигами смогут использовать в ее качестве те орудия, какие будут отвечать наибольшей эффективности их работы. Мы же не за пафосом гонимся, а за производительностью труда.

Итак, пропущенная через деконструкцию и реконструкцию идея видоизменилась. Она стала более самодостаточной, приспособленной к реальным условиям произведения, к которому применяется, заточилась под автора и слегка отошла от своего прототипа. В общем-то, с тем же успехом я мог бы привести в пример бензопилу Грелля и прочие секаторы, но аниме не отвечает на вопрос, сделано ли было все это для обеспечения незаметности. Учитывая, что герои "ТД" вытворяли своими приспособами, и что слабых сторон не стало меньше, можно говорить здесь скорее об игре со штампом, а не серьезном его развитии.

Этот пост - не рассказ о деконструкции и реконструкции как таковой. Я хочу обратить ваше внимание: именно они являются одним из самых действенных способов не просто украсить текст косметически, но создать почти из ничего, из штампа, даже из пословицы.

Они - вместе - одним.

Деконструкция без реконструкции дает юмор; сатиру; обнаженную идею "А что будет, если так?". С большим трудом на ней можно создать произведение, живущее подлинной жизнью, а не подчиненное деконструкции, ведь жизнь в таком мире превратится в сплошное высмеивание штампов без их возведения в новое, неистертое состояние.

Реконструкция без деконструкции невозможна, так как делается на ее базе: мы можем поднять, расправить, выстирать запыленную, растоптанную вещь, но сначала мы должны иметь саму вещь. Вторичный, зависимый, но жизненно необходимый процесс, подъем на ступеньку выше над банальностью, создание нового из обломков старого, маленький карманный рагнарек, темновая фаза фотосинтеза, кто больше наберет эпитетов?

Так как именно реконструкция - то, ради чего затевалась вся пьянка, - мы можем именно так называть этот процесс, многократно больший простой игры со штампами. Это художественный прием, превышающий по значению камерные эпитеты с ассонансами и хиазмы с анафорами, однако действующий в любых формах, от мельчайших, где порой происходит деконструкция самого явления литературного стиля, литературности и пр., до эпически масштабных, так что он превосходит еще и по исключительной гибкости; это инструмент, способный быть тончайшим сверлом и грубым молотом; он всеупотребим и прост.

Фактически, это первый и единственный modus operandi желающего сохранять себя автора в период, когда все слова написаны, а на сцене интертекстуальность.
И самое смешное, что мы все это делаем каждый день.

Как чистим зубы.

@музыка: Qntal - Rossinhol

@настроение: пора читать расшифровки своих собственных тегов

@темы: - Слово "тоттмейстер" застолблено до нас -, - Даешь растекание белкою по древу! -, - И все-таки трава - наркотик -, - Музофренические посиделки -, - Фандомное -

URL
   

Прекрасные мысли, развешанные на стенах

главная