16:35 

Любовь к истине

Мыслящая Ртуть
Мы построимъ свою собственную Петербургскую Имперiю с шахматами и барышнями!
Моя соученица так хрупка, что северный ветер с одного дуновения унесет ее вместе с зонтиком, и так допытлива и цепка, что удержится на хрустящей сухой вершине сосны. Иными словами, она похожа на белку больше, чем мне бы этого хотелось: ах, как искусно она растекается по древу!

Ко всем моим несчастьям, сидит она строго позади меня, а учительница - строго впереди, и двусторонний диалог поддерживал бы разве Янус (да профессор Квирелл). Мне в спину сыплется ее звонкий гладкий голосок:
- Ты христианка? Нет? Атеистка? Веришь в Сатану? Я верю в Бога... Что значит - логично? Христианство вполне логично...
Мой голос должен быть звучным - я на своей территории. Ковровая бомбардировка словами вызывает запинки, порождает то раздраженный жалобный фальцет, то мычание подбора слов.

Я окончательно отворачиваюсь от учительницы, и так мы становимся двумя невежливыми людьми.

Это урок, прерванный всеобщим походом на прививку. Я и моя соученица вернулись раньше. У нее на руке - кусочек ваты, у меня - отвратительно драматический (и драматически отвратительный) кровавый бисер, разбежавшийся на тонком белом рукаве.

Я совершаю мою любимую ошибку: объясняю, улыбаясь, что я нормальный советский афей.

Соученица засовывает за ухо прядку тоненьких, как она сама, желтых волос, и мечет в меня вопросы с тою же сноровкой, что азиатская баскетболистка - мячи в игровой автомат, - отработанными дроидскими движениями:
- А зачем ты повторяешь за родителями? Ты не хочешь верить во что-то свое?
Со стороны: у меня морщится лоб, губы кривятся неестественно и выставляют верхние зубы. Но соученица похожа на белку, а я не похож. Это утешно.
Старый добрый атеист, который верил в Единого Бога и отрицал политеизм (вы еще помните этот ужасный скандал?), к счастью, устарел. Теперь атеист - человек, верящий в Сатану и отрицающий Единого Бога.

Я не страшусь объяснять о себе те интимные вещи, которые никак не касаются до материального благосостояния, личных данных и прочих малоинтересных социальных вещей. Потому что ничего принципиально интимного в вопросах личной веры для меня нет. В тех редких случаях, когда настроение у меня хорошее, а собеседник слаб, я позволяю себе незначительно подняться в моих за глазах за счет непререкаемых аргументов, но не перед столь напористым лицом. Дело другое, что я не задаю этих вопросов, пока мне сами не скажут, ибо мало кто относится к сему вопросу так легко, как я.

Но ведь краткость перемены - это самое плохое в школе! Есть вещи, которые я просто не успею сказать.
Я говорю, и голос мой чуть твердеет, что я верю в ноосферу, которая неоднократно доказала свое существование, как неодушевленная безликая субстанция, существующая на это планете. Я говорю, что я не верю в Бога, потому что тогда мне придется верить и в Сатану, и в Рай, и в Ад, и чтить дни субботний и воскресный. Наконец, я не распаляюсь, как соученица, вдруг воспалившаяся желанием меня расколоть.

Я не говорю, что я не верю ни во что.
Я не говорю, что я пишу художественное произведение, и я должен верить во все, во что верят мои герои.
Я не верю в гороскопы, но учусь их составлять, хотя Анри в них тоже не слишком-то верит, зато может развлечься ими на досуге. Я не верю в Благую весть, но Анцифер убежден в ней свято, как и в том, что он - ангел Божий, и я читаю Евангелие. Я не верю в персонализацию смерти, но не кто иной, как она, запугивает Аню, и я роюсь в легендах о психопомпах, отметаю аниме, отметаю передачу караула, прибавляю бюрократии и отстраняюсь, не слишком еще удовлетворенный. Я не католик, но Шарль - да, и я узнаю про филиокве и сочиняю околотеологический диспут, а касательно Анцифера колеблюсь, никонианец он или, напротив, жертва реформы. Я не православный, но Аня - да, и я должен показать, как она окончательно отвыкает молиться Богу.
Я должен верить и не верить вместе с ними.

Соученица продолжает душить мое сознание вопросами; я краснею и пыхчу.
- У тебя все равно нет доказательств, почему то, во что ты веришь, логичнее? Ты ведь все равно не знаешь, есть все это или нет, зачем тебе логика?

Учительница алгебры говорит:
- А я верю в то, что дважды два равно четыре. Вот чем математика хороша, так тем, что в ней дважды два равно четырем всегда!

Недостающий аргумент ложится, как частичка паззла. Вот оно!
- Я выбираю для себя такую веру, в которой есть твердые и вечные константы. Мне нужна вера сколь угодно недоказуемая, но такая, где сущности одного генеза подчиняются одним и тем же законам. Стройная, как математика, и надежная, как чугуний, да еще и знакомая с бритвой Оккама.

Соученица вытирает доску, ее рука с тряпкой бегает по зеленому стеклу, сама она стремительна, как грызун. Она меня плохо слышит.

Я ухожу из школы и чувствую себя умной мерисьей ровнехонько до первой запорошенной снежком лужи, оборотившейся внезапным катком. Цепочка без того узеньких следиков прерывается грубым контуром рухнувшего навзничь тела, раскидавшего руки и ноги, возобновляется еще уже и слабее и сворачивает на протаявший асфальт.

В нашей стране атеизм никого не удивляет, большинство нашего населения сознательно и давно перестало верить сказкам о боге.

@музыка: Башня Rowan - Серый ветер

@настроение: ни разу не афтобиография

@темы: - Чернильница в ужасе -, - Одиннадцать годков, да больно мало -, - Музофренические посиделки -, - Мушка моя алярмовка! -, - Даешь растекание белкою по древу! -, - Активация личного бредогенератора -

URL
Комментарии
2014-01-16 в 00:17 

Лайверин
Лети, душа моя, на свет, лети на волю. Моя свобода - это миф, мечта рабов.(с)
Ты христианка? Нет? Атеистка? Веришь в Сатану? Я верю в Бога... Интересно, "веришь в Сатану" - это было логическое продолжение мысли о твоём атеизме? Или отдельное предположение?
- А зачем ты повторяешь за родителями? Ты не хочешь верить во что-то свое? Верить во что-то своё, часом, не относится ли к нарушениям заповеди "Не сотвори себе кумира"?)
Старый добрый атеист, который верил в Единого Бога и отрицал политеизм (вы еще помните этот ужасный скандал?), к счастью, устарел. Теперь атеист - человек, верящий в Сатану и отрицающий Единого Бога. Эта баечка живёт на свете уже, наверное, второй десяток лет. Я помню широкие тёмные коридоры своей школы - и то, как этот слушок змеился за мной хвостом, цепляясь за чужие уши. Сколько безвинно зарезанных котят мне приписали за годы обучения, боюсь предположить.
У тебя все равно нет доказательств, почему то, во что ты веришь, логичнее? Ты ведь все равно не знаешь, есть все это или нет, зачем тебе логика? Ты очень терпелив, друг мой. Я бы переспросила: "Зачем мне логика? Ну так я вижу что ты ей не пользуешься, и твой пример меня удручает".

2014-01-16 в 15:25 

Мыслящая Ртуть
Мы построимъ свою собственную Петербургскую Имперiю с шахматами и барышнями!
Лайверин, ну, этот пост - лишь формально отражение беседы с одноклассницей, а на деле он - небольшая иллюстрация к моему анализу "Мастера и Маргариты" *спойлерит* Я его еще не выложил, не успеваю расписать, все читаю труды литературоведов.

Задался вопросом: хорошо, вот Мастер не заслужил света, а заслужил покой, - все ищут, какой бы ему страшный грех приписать. А если спросить так: чем, собственно, прокуратор заслужил свет? И придумал, но моя идея немножко не сошлась из-за того, что у Булгакова как раз не всюду дважды два четыре. Безумно грустно думать, что он скончался, не успев завершить именно концептуальную линию... Черт меня дери! - не молиться на его язык и стиль просто невозможно.

А насчет веры и одноклассницы... Это довольно забавно - крепко подумав, понимать, что на самом деле я не испытываю чувства искренней веры во что-либо вообще. Я не знаю, что это такое - верить и быть убежденным, что где-то там что-то есть. Мессидж именно такой, поэтому часть ее вопросов я, боюсь, переврал: их было много, и они были не очень последовательны, так что про "что-нибудь еще" - это примерная реконструкция.

Не сотвори себе кумира
У нас тут сейчас во всех газетах - про шестичасовую очередь к Дарам Смертиволхвов, стояние в которой народ воспринимает как духовный подвиг. И интервью о том, что люди им - дарам! - молятся!
С позиций христианства это хуже язычества, где люди молятся предметам и сущностям, обладающим, по их мнению, душой. А дары - какая у них душа? Они всего лишь священные реликвии, даже не частицы тел святых, отмеченных благодатью.

URL
2014-01-16 в 22:19 

Лайверин
Лети, душа моя, на свет, лети на волю. Моя свобода - это миф, мечта рабов.(с)
хорошо, вот Мастер не заслужил света, а заслужил покой, - все ищут, какой бы ему страшный грех приписать Ну, некоторые вообще пытаются поставить в вину ему и Маргарите, что они приняли помощь от тёмных сил. Покой, а не свет, как мне кажется, потому, что он отказался от борьбы. Не стал бороться за свой роман, за своё детище.
Это довольно забавно - крепко подумав, понимать, что на самом деле я не испытываю чувства искренней веры во что-либо вообще. Я тоже. Можно, конечно, предполагать, строить теории... Но, на мой взгляд, главное - не потратить впустую эту жизнь. А что там было в прошлой и что будет после... Всё равно узнаем. Смерти нельзя избежать, поэтому я предпочитаю рассматривать её как эксперимент. Но раньше времени на ту сторону точно не тороплюсь.

     

Прекрасные мысли, развешанные на стенах

главная