Прочитайте, как обстоят дела у сайта Дневников и как вы можете помочь!
×
14:06 

Есть, кто знает лженауку соционику?

Мыслящая Ртуть
Мы построимъ свою собственную Петербургскую Имперiю с шахматами и барышнями!
Добрый день, меня зовут Ртуть, и сегодня мы попытаемся определить соционический тип Румпельштильцхена.

Сделать это сложно по ряду причин, большая часть которых понятна: художественный персонаж - не живой человек, сам сериал дает непоследовательный материал, и т.д. Но есть и еще одна: временами Румпельштильцхен действует строго по архетипу, и для этой деятельности авторы, как сказочники XX века, вроде Марфы Семеновны Крюковой, придумывают убедительное, но ложное обоснование. Наконец, определение, кем Штильцхен является по архетипу, требует несколько более глубокого исторического анализа - глубже типологии Аарне, - поэтому разомнемся на чисто социальном анализе.
Первое, в чем мы можем быть совершенно уверены: Румпельштильцхен - интроверт, то есть обладатель n-ного количества внутренней энергии, которая расходуется на деятельность и общение, но со временем самовосстанавливается. Это сокращает область поиска до восьми типов.
Выбирать по остальным базовым позициям тяжеловато, поэтому можно взяться за функции. Их восемь, и каждая может находиться в определенном положении в личностной модели. "Белые" функции интраверсивны, "черные" - экстраверсивны.

Нетрудно определить, какие функции в типе его личности являются сильными. Наиболее очевидно наличие развитой волевой (черной) сенсорики - функции, отвечающей за все волевые акты: преодоление себя, сопротивление чужому давлению, оказание влияния на других. У Штильцхена, несомненно, чрезвычайно сильная воля в ее качественном проявлении. Но соционическая функция волевой сенсорики не может быть для него базовой, т.к. тогда вся его деятельность будет руководиться обстоятельствами влияния. А Штильцхен использует волю как инструмент к достижению цели. Можно было бы назвать ее фоновой, но мы видим, что волевые акты сопряжены для Штильцхена с усилием над собой и что развитие этой функции было вызвано острой необходимостью, а не было "врожденным". Поставим ее на позицию №2 - "творческая" функция, служащая как инструмент для реализации "программной". Какова "программная", выясним позже.

Если №2 - черная сенсорика, то №8 ("фоновая") - белая (сенсорика ощущений). Фоновая функция почти не осознается - человек действует по ней инстинктивно. Именно благодаря фоновой белой сенсорике вокруг Штильцхена существует некая область уюта и комфорта, невольно передающаяся зрителю. С ней же связана исключительная тактильность Штильцхена - его состояние постоянной связи с материальными предметами, нежные прикосновения к ним, аккуратность и опрятность, блестящее владение своим телом, богатство контролируемой мимики и жестикуляции. Он создает ощущение покоя и уюта не как программные белые сенсорики - через уборку, готовку, починку, тщательное устроение гнездышка, - это ощущение просто исходит от всего его тела.

Если сказать, что интуиция возможностей (черная) у Румпельштильцхена слабая, вы удивитесь. Но я склонен думать, что это именно так. Функция, отвечающая за стремительное принятие экспромтных решений, за изобретательство, за быстрое и ловкое мышление, за поиск выходов из любой проблемной ситуации, у Штильцхена порядочно хромает. Косвенным доказательством этого могут служить те самые короткие паузы, которые он делает, когда ситуация поворачивается неожиданной стороной. Как испуганная ящерица, он на несколько секунд замирает и только после этого вновь начинает действовать - уже по новой выбранной колее. Он не особенно гибок. Планы его похожи на кишечник кашалота оттого, что он не может уложить их в один короткий набор эффективных действий. В результате они держатся в основном на случайностях, а не на тонком расчете.
Штильцхену приходится долго раскачиваться, прежде чем решиться и что-то сделать. Очень, ОЧЕНЬ долго. Если время поджимает, он может, наоборот, внезапно кинуться очертя голову, нарушить размеренный ход событий и, как правило, сделать только хуже (грабеж кинжала). В ситуации слабой находчивости Штильцхена выручает лишь то, что он умен, наблюдателен и крайне предусмотрителен, а также воля и умение держать себя в руках, чтобы не запаниковать. Однако стоит один раз увидеть "внутреннюю смерть", отражающуюся на его лице, когда он не держит ситуацию в своих руках и не уверен, что ждет впереди, чтобы понять, как выбивает его из колеи неопределенность возможностей.

Формальная (белая) логика - тоже не та часть личности, которая у Штильцхена звездой сияет. Он мыслит весьма логично, но зачастую исходя из сомнительных предпосылок. В контексте происхождения персонажа его формальная логика, как и интуиция времени, сильнейшим образом подвержена влиянию архетипа: фактически он выстраивает всю свою деятельность логично из архетипической, сказочной предпосылки. Он очень старается, наводя "тень на плетень" - все его отвлекающие ходы хорошо продуманы, но Штильцхенова изначальная цель и идея несколько в них размывается. Ему не хватает емкого взгляда на все, что он делает, чтобы отсечь лишнее.

Интуиция времени (белая) - не слишком слабая, но и не слишком сильная функция Штильцхена. Он владеет как техникой "растянутого времени", там и "сжатого" - долго-долго ждет удобного случая, руководствуясь выведенным с помощью формальной логики сроком, а потом в краткие сроки проворачивает сложную аферу. При его взвешенном, разумном, терпеливом подходе ему удается хорошо подгадывать подходящий момент для действий. Но даже в ходе выполнения плана он дает себе двадцать восемь лет (!!!) паузы. По сравнению с его возрастом это мало, по объективному времени - сложно издумать аферу с более долгим бездействием. Когда ему требуется действовать еще быстрее - быстрее, чем он физически способен, - он с большим трудом ловит короткую, хоть в несколько минут, паузу, чтобы собраться с силами и принять решение. Время - не враг его, оно служит ему на пользу, когда все идет в подходящем темпе. С каждым новым сезоном сериала оно все ускоряется, у Штильцхена все меньше времени на передышку, поэтому он выглядит все более загнанным и измотанным. События пошли кувырком и гонят его быстрее, чем возможно вытерпеть даже для человека с его волей и выносливостью (подрыв Сторибрука, поездка в Неверленд, убийство отца, рабство у Зеленки, гибель Бельфайера, появление Эльзы...) Предположу, что белая интуиция находится где-то на пятом или шестом месте - активационная или суггестивная: "Могу. Стараюсь. Но это выше моих сил."

Деловая (черная) логика. Вот здесь смешно. В каком-то соционическом , да-да, вовсе не ОУАТовском сообществе я встретил вопрос: "кто, по-вашему, Штильцхен?", и ответ: "Джек". Это к тому, что сделки человек любит заключать - точно деловая логика базовая. А вот если посмотреть непредвзято: хороший ли Штильцхен торгаш? А также ростовщик и вообще экономист? Экономика - среда взаимовыгодных межчеловеческих контактов. Штильцхен же, во-первых, интроверт (а Джек нет), во вторых, он почти не заключает сделок с выгодой для себя. Практически все его сделки
являются чисто ширмой его кишечникоподобного плана по вызволению сына. Вспоминаем: ряд мелких сделок, соединивших Белоснежку и Чарминга (план), взятие Бельки из родного дома (заново объясненный архетип), ребенок Золушки (вырванный из контекста архетип), сделка о мире с Эммой и ее продвижение в шерифы (план), похищение Кэтрин по сделке с Региной (неудачная фаза плана) и т.д. Сделки Штильцхена не есть экономические акты. Это не есть акты, нацеленные на его выгоду. Наконец, в них не фигурирует основное понятие экономики - материальные блага. В них стабильно фигурирует справедливое, т.е. симметричное, выполнение обеими сторонами каких-либо действий. А значит, сделки (как проявление деловой логики) - только форма для его деятельности, но не суть. Черная логика у Штильцхена - ролевая или суггестивная функция. По ним человек некритично воспринимает информацию извне, может действовать в их рамках, но неуверенно, т.к. не лучшим образом понимает их суть. Вполне возможно, что ощущение "джечности" в Штильцхене, особенно в Голде - результат самодуализации.
Это только в моем хед-каноне Румпельштильцхен является единственным поставщиком золотой нити высочайшего качества, а крестьяне из его деревень ткут из этой нити церковные алтарные покровы и одеяния священничества для всех стран континента


Этика отношений (белая этика) - весьма значимая функция в жизни Штильцхена. Эта функция не означает, что человек ведет себя исключительно этично, т.е. так, чтобы вызывать как можно меньше неудобств и отрицательных ощущений у окружающих. Это означает, что у человека существуют определенные установки и определенное понимание отношений между людьми и определенное умение влиять на них. Пытаясь исследовать эту функцию применительно к Румпельштильцхену, я сталкиваюсь с несколькими трудностями: во-первых, лично у меня, у вашей Ртути, это одна из самых слабых функций, поэтому я почти не способен на этическую (т.е. "отношенческую") оценку чьего-либо поведения; во-вторых, именно этическая область наиболее затронута изменениями архетипов. И, конечно, именно в отношениях Штильцхен наиболее четко архетипу и соответствует. Поэтому здесь мы говорим не о любви, в которой уже разочаровался весь фандом, а о справедливости как доминирующем инстинкте нашего золотца.
Румпельштильцхен - носитель обостренной, но морально устаревшей этики "око за око", согласно которой всякий совершивший зло должен быть наказан. Эта этика весьма категорична. Она допускает, чтобы наказание было более жестоким, чем преступление, и в чистом, целостном виде перешла из десакрализованного мифа в сказку. Из сказки со всеми ее законами вырос сериал Once Upon A Time, и, конечно, его главный герой несет в полной мере сказочную мораль. Если задеты его интересы, он мстит (Капитан, Милка). Если задеты интересы его близких, он мстит жестоко (Регина, Зеленка, отдельные побитые за Бельку мужчины).
Здесь мы подходим к следующей важной детали: обостренное деление людей на своих и чужих. Свои могут выматывать Штильцхену душу, предавать, бросать, оскорблять его - он стерпит. Но чужой за одно прикосновение к кому-либо своему будет побит или убит. В этой мести - не что иное, как проявление волевой сенсорики. Творческая функция находится на службе у базовой, ergo базовая - этика отношений.
Конечно, развитая этика отношений подтверждается у Штильцхена многими деталями его поведения. Он - чрезвычайно тактичный человек, мягкий и спокойный по натуре, он искренне заботится о своих близких, и чаще всего именно он выступает жертвой чужой бестактности. Герои, любящие ему нахамить, играют с огнем: с одной стороны, они нарываются на месть по черной сенсорике, с другой - ранят ему этичную душу, в которой причудливо сочетается первобытная жестокая мораль и ответственность за всю эту семейку, в которую частично входят даже Регина с Корой, а вот Зеленка - уже нет.

Наконец, этика эмоций (черная этика). Она находится в сильной позиции напротив этики отношений - под номером 7. Эмоций Штильцхен испытывает много, и сильных, и хорошо подчиняет их своей воле. Более того, он может одновременно контролировать часть эмоций, а часть выпускать самым черно-сенсорным образом. Самый характерный пример - избиение шерифа Ральфа (2х19): Штильцхен выплескивает на него гнев и отчаяние по поводу потери Бельки, но когда Белька появляется и одобряет экзекуцию, Штильцхен берет себя в руки (!) и снова принимается бить мужика. Но большую часть времени Штильцхен представляет из себя человека не малоэмоционального, но эмоционального положительно и искренне. Он держит свое критическое отношение к людям за зубами, улыбается самыми нежными улыбками и производит на Эмму полное впечатление гиены в сиропе. Эмоции под этой не ледяной, а вовсе даже карамельной корочкой кипят и иногда прорываются. А даже когда не прорываются, видно, что Штильцхен не доверяет людям, не испытывает к ним показываемой симпатии и, кстати, считает их проявления новой этики милосердия отходом от его этического свода справедливости. Это у него порицается.

Мы можем подводить итоги. Румпельштильцхен, несомненно, художественный персонаж, сильно зависящий от архетипической реальности, еще более отдаляющей его от живой жизни, но так как каждый соционический тип обладает определенной картиной функций, то уже двух первых достаточно, чтобы сказать: с большой вероятностью Румпельштильцхен - этико-сенсорный интроверт, рационалистический тип, негативист, по художественному названию "Хранитель", по имени "Драйзер", по стереотипу "Инквизитор". Да, он может быть одновременно инквизитором и колдуном: колдовство заложено в архетипе как норма.

Функции Драйзера:
Программная: этика отношений
Творческая: волевая сенсорика
Ролевая: белая логика
Болевая: интуиция возможностей
Суггестивная: деловая логика
Активационная: интуиция времени
Ограничительная: этика эмоций
Фоновая: сенсорика ощущений

Как видим, попаданий довольно много.
Но ни на секунду не следует забывать: даже если остальные герои так, погулять вышли, Штильцхен действует зачастую строго в рамках законов сказки, которые существенно отличаются от современной морали и дают ему право расценивать свои аморальные поступки как совершенно правильные, и наоборот. В этом основной подвох сказки, как адресованного малым детям документа палеолитической доистории и тогдашней же этики и морали. Именно по этим причинам я отказываюсь рассматривать Румпельштильцхена в контексте зла и добра, борьбы в нем темного и светлого начал и т.д. Начало, называемое нами "темным", имеет просто более древнее происхождение, а "светлое" является высокохудожественной, талантливой рационализацией и деконструкцией устаревшего мотива. Но об этом в другой раз.


@музыка: М.Щербаков - The Raven

@темы: - Фандомное -, - У любви острые зубы и длинные руки -, - Темные воды кинематографа -, - Песенное -, - Не зарастет к нему народная тропа -, - Ловись, фанарт, большой и маленький -, - И все-таки трава - наркотик -, - Даешь растекание белкою по древу! -, - Всемирная Сеть -, - Активация личного бредогенератора -

URL
Комментарии
2014-08-22 в 16:17 

Yumi75
Тю-тю, я считаю...
Очень любопытно; жду другого раза:five:

2014-08-22 в 16:18 

Мыслящая Ртуть
Мы построимъ свою собственную Петербургскую Имперiю с шахматами и барышнями!
Yumi75, спасибо *.* Будет!

URL
2014-08-22 в 21:54 

Asni
Noblesse oblige!
Соционикой не увлекаюсь, как и Румпелем, но могу сказать точно: в ссылке ошибка :)

2014-08-22 в 23:51 

Мыслящая Ртуть
Мы построимъ свою собственную Петербургскую Имперiю с шахматами и барышнями!
Asni, о май юниверсум, спасибо! :squeeze: Стыдоба-то какая, сатана меня раздери!

URL
2014-08-23 в 00:30 

Asni
Noblesse oblige!
Мыслящая Ртуть, да ладно, все бывает. Чего только не натворишь, разбирая по косточкам любимого персонажа)

   

Прекрасные мысли, развешанные на стенах

главная