Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
10:04 

До чего дошел прогресс

Мыслящая Ртуть
Мы построимъ свою собственную Петербургскую Имперiю с шахматами и барышнями!
После этого он уселся перед прялкой и - вж-ж-ж!
Колесо так и зажужжало. Не успела девушка сосчитать до трех,
как вся шпулька была обмотана золотой пряжей.
Гримм, "Румпельштильцхен"

Как устроена классическая (развитая, т.е. после XVI в.) самопрялка? Это механизм, в корне отличающийся от древнего донца, которое механизмом вообще не являлось. Он состоит из трех основных элементов, закрепленных на устойчивом основании.
Большое колесо вращается от руки или ножной педали; на колесе надет, обхватывая его, ремень (ложащийся в желобки на колесе), который передает многократно ускоренное движение колеса маленькой рогульке с двумя длинными рожками. На рожках вбиты крючки или просто загнутые гвоздики. Между рожками ставится катушка для готовой нитки. Когда она заполняется, ее можно снять и поменять.
Катушка и рогулька установлены перпендикулярно колесу на вертикальных столбиках и глядят навстречу друг другу. Таким образом, к пряхе катушка должна быть обращена торцом, а рогулька - задней выгнутой частью.
Подчеркиваю: самопрялка вообще не содержит веретена! Оно теоретически может стоять на месте катушки, но это не имеет смысла.

Что делает пряха? Она берет пушистую горсть кудели, вытягивает из нее руками кончик нитки (ровницы), пропускает ее через отверстие у основания рогульки, накидывает на крючки и привязывает кончик к катушке, чтобы нить не сорвалась. Потом раскручивает колесо, и вся эта нехитрая система начинает тянуть нитку прямо из рук пряхи. Пряхе остается только подкручивать нитку, сучить ее пальцами одной руки без усилий, следить за толщиной и прикручивать новые кусочки шерсти по окончании старых. Все происходит очень быстро. Занятие это, с одной стороны, медитативное - ты почти ничего не делаешь, не то что на донце пальцы мозолить, - с другой, довольно веселое - рогулька действительно крутится с такой скоростью, что прямо-таки размазывается перед глазами. Пальцы лучше не подставлять.
Подчеркиваю: весь процесс чисто механический, внутри прялки не происходит никакой переработки ресурса и выдачи готового продукта, как в современных машинах. Это, казалось бы, очевидно, да не для всех.

Давайте посмотрим, какие адские усилия приходится прилагать нашей почетной пряхе, ветерану социалистического труда, передовику колхоза и победителю выставки достижений народного хозяйства - нашему пауку-златопряду. Надо вам сказать, что прялка в ОУАТе проходит эволюцию извращений и искажений своей светлой натуры похлеще, чем сам Румонька.

Серия 1х5. Первое появление Румоньки за прялкой. Здесь отчетливо видно, что прялка у него не просто неправильно собрана, но вообще не в полном комплекте.

Дело в том, что на подставке - ОДИН столбик, на котором держится направленная в лицо Румпелю катушка (или веретено).
РОГУЛЬКИ НЕТ. Нечему, вращаясь, класть на катушку новые обороты нити. И сама нить подается, парадоксальным образом, НАВСТРЕЧУ Румоньке, а не ОТ него.
Ремень, который должен соединять большое колесо с маленьким - находящимся за рогулькой, которой тут нет, - ремень, который должен образовывать широкий эллипс, - надет так, что образует петлю, самопересечение. Это раз. Надет он не на большое колесо, а на маленькое, прицепленное в его центре. Это два. Этого маленького колеса быть не должно - вместо него к большому колесу крепится ножная педаль.
Наконец, самое смешное. Золотая нить тянется не из руки Румоньки, а падает с другой стороны с катушки!
Как, по-вашему, без всяких спецэффектов изобразить фантастическое прядение золота из соломы? Да запросто. Дать Штильцхену в руку горсть желтой соломы, внутри которой спрятан клубок золотого шнура, закрепить его на нормальную катушку и дать ему спокойно наматываться из сжатой ладони на катушку. В конце концов, кто по сюжету обладает магией - Штильцхен или прялка? В соприкосновении с кем из них должно возникать злато? Здесь не нужна даже шерсть, которой авторы воспользовались за неимением идей по работе с соломой.
А уж падать с катушки во время прядения - нонсенс, господа.
В деталях:


Восьмую серию пока намеренно пропускаем. Серия 1х12. Новая конфигурация прялки, и снова неправильная.

Ремень на сей раз не пересекает сам себя, но он по-прежнему надет на маленькое колесо, а не на большое. Рогульки нет. Белая нить тянется на катушку, золотая - с нее. Временами белая тоже соскальзывает с кончика наполненной катушки. Карлайл опасается крутить колесо быстро, иначе все вообще развалится, поэтому он меланхолически сидит, поворачивает колесо на полоборота, а в правой руке держит не пушистую кудель, а кончик готовой нитки. О сказочном "вж-ж-ж-ж" и речи нет.


Далее. Начало 2-го сезона. Господи, как сцен с прялкой-то у Румоньки мало! А еще атрибут называется.
В сцене пробуждения Авроры в уголочке стоит маленькая, незаметная и правильная прялочка. У нее два столбика, катушка и рогулька встречают друг друга, правильно установлен ремень, на катушке даже есть какая-то ниточка. Об эту прялку Аврора, типа, и укололась. Но она не могла уколоться, потому что в прялке стоит катушка, а не веретено. В крайнем случае можно было бы уколоться о штырь, на который катушка надета, но кто бы в здравом уме сунул туда руку - там же рогулька с гвоздями. У Авроры, наоборот, должна была быть не самопрялка, а донце с отдельным от него веретеном.


2х01: опять у нашего Имени-Черта ремень перекрутился, а катушка смотрит ему в лицо и находится далеко сбоку.

2х04: все в том же состоянии, хотя та прялка у Голда в лавке, а эта - в особняке. Выглядят одинаково.

2х08: ремень перекручен очень близко к Голду и идет на маленькое колесо, катушки нет, рогульки нет, педали нет, где Солнце?!(с)

Обратите внимание, куда Регина воткнула веретено: для него привинтили некие специальные пазы - три расположенных на одной линии скважины. Ничего подобного в прялке и близко нет.


2х16. Если вы не заскучали и дочитали до этого места, то здесь - самая-пресамая мякотка. Кора и Румпель своими вспыхнувшими страстями очень умело отвлекают внимание зрителя от прялки, которая превратилась в настоящий комбайн для переработки соломы.
У этой прялки есть: катушка; правильно закрепленное колесо; педаль; очень коротенькая редуцированная рогулька, которая не обхватывает катушку, а заканчивается у ее основания (крючков на ней, ясно, нет: она не может делать свое дело); И ЕМКОСТЬ С НОСИКОМ ДЛЯ ПОДАЧИ СОЛОМЫ!

Что делают Штильцхен и Кора двое в желтом доме за мягкими стенами? Они засовывают длинные прямые соломины, прямо камышины какие-то, в этот носик, как в мясорубку. Соломина там ПЕРЕРАБАТЫВАЕТСЯ и поступает на катушку, откуда Штильцхен и Кора ТЯНУТ ЕЕ НА СЕБЯ.

При этом на катушке постоянно намотаны какие-то соломинки, трава и толстая крученая веревка, очень ровная и качественная. Как раз бы Кора на ней из окна башни могла спуститься.
Штильцхен и Кора перевернули сам процесс прядения, отнимая у прялки нить вместо того, чтобы на нее подавать. Причем если Штильцхен при этом деланно посмеивается, то серьезное лицо Коры, с которым она мощными руками энергично отбирает у прялки нить - зрелище, убивающее все остатки пафоса ситуации.

У Штильцхена есть все основания посмеиваться. РОБЕРТ КАРЛАЙЛ УМЕЕТ ПРЯСТЬ.
1х08. Штильцхен в своем деревенском домике с маленькой самопрялочкой. Задумчивое лицо. В руках кудель. Нитка проходит через дырочку в креплении и крутится на крючочках длинной рогульки. Вж-ж-ж-жик!

К сожалению, запечатлеть внятный кадр не получилось - прялка плохо видна, камера быстро отъезжает, но к нашим услугам еще одна сцена в деревне: 1х19. У нас уже не Штильцхен, а Румпель. У него все идет хорошо!

Кстати, когда он встает и отпускает то, что у него в руках, оказывается, что это веретено, на котором уже накручена нитка, и он перематывает ее на катушку, чтобы выровнять. Около прялки уже стоят две большие, плотно обмотанные катушки - очевидно, готовые.

Стоп, один момент - а почему на готовых катушках нить белая, а не золотая? Впрочем, откуда же я знаю. Это не к Роберту вопрос, что ему дали, то и мотает туды-сюды.
Между прочим, рабочими у Штильцхена оказываются две прялки, украшенные резьбой, из потемневшего дерева, не сверкающие новизной. Возможно, они - натуральный антиквариат. А неисправны три либо четыре новодела светлого дерева без украшений. Под вопросом разве прялка Коры - она содержит все элементы, включая педаль (педаль в сериале есть только у нее!), но рогулька у нее совершенно неправильная.

Я не знаю, почему один из важнейших в сюжете предметов реквизиторам сериала настолько неясен, что вся королевская рать не может правильно его собрать, но знаю, что прялка в наши дни - штука и правда забытая широким населением. Когда моя мать девочкой, то есть в семидесятых годах прошлого века, нашла на чердаке в деревенском доме старую самопрялку, она не только сама с подругами не смогла разобраться, как ею пользоваться, но даже и хозяева дома не объяснили. При этом тогда же мать научилась пользоваться ткацким станком, что много сложнее, и прялкой-донцем. Вероятно, та самопрялка тоже была не вполне цела и непригодна к употреблению.

И, наконец, последнее, что я имею сказать о прялке.

Этот кадр я незаконно снял в Музее блокады Ленинграда, что в Соляном переулке. Потом я привел к этому месту администратора зала, и объяснил, и настойчиво попросил, и написал в книгу отзывов просьбу, чтобы прялку поправили, и мать даже нарисовала, как надо, потому что я рисовать не умею.
Потому что у этой прялки КОЛЕСО СТОИТ ПЕРПЕНДИКУЛЯРНО ПРАВИЛЬНОМУ ПОЛОЖЕНИЮ. Судя по всему, прялка была разборная: колесо на четырех штырях-балясинах, в подставке - четыре дырки. И колесо поставили под неверным углом. Так как педаль при этом было невозможно укрепить, она, пригодная к работе, валялась на полу под прялкой, не находя себе места.
Я еще не заходил туда снова. А интересно: вдруг таки поправили?


@музыка: Qntal – Glacies, прямо чудо какое-то

@настроение: старенький пост нашелся

@темы: - У любви острые зубы и длинные руки -, - Темные воды кинематографа -, - Прогулки по Темной Стороне -, - Не зарастет к нему народная тропа -, - На Светлой Стороне тоже есть печеньки -, - Мушка моя алярмовка! -, - Ловись, фанарт, большой и маленький -, - И все-таки трава - наркотик -, - Всемирная Сеть -

URL
Комментарии
2014-09-30 в 17:39 

Yumi75
Тю-тю, я считаю...
очень познавательно:five:

2014-10-04 в 23:11 

Сын Дракона
Я, конечно, не совершенство... Но шедевр еще тот! )
Я не знаю, почему один из важнейших в сюжете предметов реквизиторам сериала настолько неясен, что вся королевская рать не может правильно его собрать
Зачем им вообще столько... ммм... разнообразно-неправильных прялок? :hmm: Неужели совсем нельзя было найти одну, но действующую?..

2014-10-05 в 15:19 

Мыслящая Ртуть
Мы построимъ свою собственную Петербургскую Имперiю с шахматами и барышнями!
Сын Дракона, не знаю. Но судя по деталям, в ход пошло несколько совершенно различных прялок "старых" (маленькая складная у Штильцхена в деревне, большая у Румпеля в деревне же, прялка с короткой рогулькой у Коры) и еще несколько штук "новых": в замке у Румпеля - в зале и в башне, - в лавке и в особняке Голда.
Может быть, эта последняя, "новая", - одна и та же, тогда ее собирали и разбирали по-разному, что тоже не свидетельствует о знакомстве реквизиторов с ее устройством.
Я могу незначительно ошибаться в тонкостях устройства, но в общей тенденции совершенно уверен. Да и в фильме отчетливо видно, когда Румонька действительно прядет, а когда делает вид, потому что наматывать нитку на катушку физически невозможно.
СПГС: может, способность прясть на испорченной прялке - признак магически-"темной" натуры Румоньки. Или, что еще вероятнее - испорченная прялка, подобно сломанному якорю на могиле моряка, указывает на его архетипическое пребывание в смерти.
Шутка.

URL
2014-10-05 в 17:10 

Сын Дракона
Я, конечно, не совершенство... Но шедевр еще тот! )
Мыслящая Ртуть,
Ммм...
Просто до Вашей статьи я пребывал в уверенности, что прялка у Румпельштильхцена одна - ТА САМАЯ, из его человеческой жизни, нечто вроде якоря-талисмана к прошлому. Ну чего: кто-то кулоны таскает с собой, а Темный - прялку :angel2:
Я могу понять, что у Коры прялка отдельная - она же не штильцхеновская, а короля. Но те прялки, что у Темного в замке или у Голда в доме - мне всегда казалось, что это должна была быть одна и та же... :hmm:

Как-то никогда не рассматривал их подробно, и потому упустил детали... А Вы буквально удар по моим ощущениям нанесли... :shuffle2:
Это что же, Румпельштильцхену наплевать, за какой прялкой прясть? Развратник! :weep2:

Хотя про сломанную прялку - тоже интересная мысль... Но была б она еще сломана везде одинаково...

2014-10-15 в 10:20 

Askramandora
Унесла в цитатник, буду читать для матчасти. Автор, большое Вам спасибо, я вот давно что-то такое хотела увидеть, да никто не писал!

2015-05-24 в 14:09 

Старскрим
Молчание - золото. Но иногда - очень низкой пробы!
Благодарю, замечательный разбор!
Заинтересовался тем, как же у Румпеля происходит процесс, куда нужно класть руки и почему всё время оно происходит по-разному: то ли огромное количество прялок, или что-то не так. Оказалось, и то, и другое. Х)

Зато у меня появилась одна теория, объясняющая прядение "наоборот". В европейской мифологии часто фейри и магические существа занимаются тем же, что и люди, но "наоборот" - левой рукой или в обратном порядке. Если Румпель-прядильщик умеет прясть правильно, то, вероятно, чтобы получить золото, Тёмный должен выполнить процесс "наизнанку"?

2015-05-24 в 14:23 

Askramandora
Зато у меня появилась одна теория, объясняющая прядение "наоборот". В европейской мифологии часто фейри и магические существа занимаются тем же, что и люди, но "наоборот" - левой рукой или в обратном порядке. Если Румпель-прядильщик умеет прясть правильно, то, вероятно, чтобы получить золото, Тёмный должен выполнить процесс "наизнанку"?
Ну эээ, тогда и прялка должна быть устроена как-нибудь наоборот?..

*Посмеивается, понимая, каким образом нашлась эта запись*

2015-05-24 в 14:27 

Старскрим
Молчание - золото. Но иногда - очень низкой пробы!
Askramandora, так она и устроена наоборот: половины элементов нет, ремень крест-накрест. Этого должно быть достаточно.

:shuffle2: Матчасть - оно такое дело... важное.

2015-05-24 в 14:33 

Askramandora
Безусловно, важное. Потому я и тут читала, и вообще в интернете, но вариант, который ты озвучил, в голову не приходил. Потому я классическую матчасть проталкиваю :D Хотя вообще идея интересна.

2015-05-24 в 14:43 

Старскрим
Молчание - золото. Но иногда - очень низкой пробы!
Askramandora, мне она после прочтения этой статьи в голову пришла. А прочти я раньше, можно было бы обыграть)

Я до сих пор не понимаю, прялка сама нить делает, или ту нужно пальцами сучить, а прялка только сматывает и... ровняет, возможно?

Пока искал подробности, нашёл в Киеве мастер-класс по прядению. 300 грн за урок :uzhos: Там точно золото учат прясть, не иначе! Или серебро, хотя бы.

2015-05-24 в 14:57 

Askramandora
Я так понимаю, приличную часть дела инструмент делает сам, потому и называется самопрялкой. Но шерсть уже причёсана и готова.

2015-05-24 в 15:01 

Старскрим
Молчание - золото. Но иногда - очень низкой пробы!
Это когда шерсть, а когда солома? Её же раздробить надо прежде чем сплетать, на волокна размять, смягчить, чтоб не ломались, вымочить... ладно, у нас магический мир Х)

2015-05-24 в 15:17 

Askramandora
Её же раздробить надо прежде чем сплетать, на волокна размять, смягчить, чтоб не ломались, вымочить... ладно, у нас магический мир Х)
От именно, зачем так заморачиваться, когда можно колдануть? :laugh:

Но я обосновала, кстате, что когда лень колдовать над соломой — используется шерсть, что заодно объясняет канон, где шерсть вместо соломы в ряде сцен.

   

Прекрасные мысли, развешанные на стенах

главная